Подходит к концу всероссийский фестиваль «Моя Россия: музыкальное путешествие», проводимый фондом Оксаны Федоровой при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. И сейчас самое время вспомнить самые яркие моменты проекта. Один из них — концерт, посвященный 890-летию Твери, а особым его украшением стал Московский квартет саксофонистов под руководством Никиты Зимина — лауреата крупнейших международных премий и члена жюри ведущих мировых конкурсов.
Никита Михайлович Зимин — лидер российской академической школы саксофона. Победитель престижнейшего конкурса имени Адольфа Сакса (Бельгия 2014) и международного конкурса «Aeolus» (Германия, 2009), он является президентом Евразийской Ассоциации саксофонистов и художественным руководителем Московского квартета саксофонистов, член жюри Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик». Кроме того, артист ведет активную преподавательскую деятельность в Московском Государственном колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена и Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, а также входит в жюри ведущих международных конкурсов: Adolphe Sax Competition (Бельгия), Andorra SaxFest (Андорра) и Classic Winds (Дубай).
В интервью с мастером, проведенным в дни фестиваля, мы поговорили о значении мероприятия для юных музыкантов, увлечении саксофоном и воспитании талантливых детей.
— Никита, вы в первый раз принимаете участие в фестивале «Моя Россия: музыкальное путешествие»?
— Все верно. Для меня большая честь — выступить и поработать совместно с фондом Оксаны Федоровой. Это очень интересный опыт, который начался с концерта, и продолжился в формате мастер-класса. а концерт прошел замечательно. Публика очень тепло принимала наш квартет, так что первое впечатление очень положительное.
— Собственно говоря, вы уже ответили на мой второй вопрос о том, как вас принимали. Тверская публика показалась вам очень активной?
— Да. Как я понял, здесь проходит много разных творческих встреч и концертов. Люди любят классическую музыку, и они ее понимают — это отражалось и на аплодисментах. Конечно же, я надеюсь, что получится еще раз приехать в Тверь и продолжить сотрудничать с Фондом Оксаны Федоровой, потому что то, что они делают, просто потрясающе. Фонд путешествует по городам России, общается с ребятами, их преподавателями и аудиторией. Это настоящая, с большой буквы, Просветительская деятельность, направленная на то, чтобы культура в нашей стране не забывалась и развивалась.
— А вы сами любите путешествовать?
— Видите ли, моя профессия связана с путешествиями, поэтому необходимо принимать это. Даже если тебе не нравится, придется привыкнуть, потому что это часть твоего образа жизни. Но мне как раз повезло, потому что я люблю путешествовать.
— Опираясь на ваш опыт, где было самое незабываемое выступление? То, которое врезалось в память?
— Запоминается все. Очень яркое впечатление оставляют, например, выступления на музыкальных конкурсах. Там нужно проявлять особые волевые качества и концентрацию, потому что это несколько туров, причем финальный — с оркестром. Поэтому могу отметить непростые победы на международных конкурсах. Не скажу, что это самые позитивные впечатления, — скорее все-таки стресс для организма. Слава Богу, в моем возрасте они уже закончились!
Вообще же в разных городах и странах публика реагирует по-разному. Для меня ценно все, я стараюсь принимать любую ситуацию. Это касается и особенностей различных культур, и даже еды. Я вот все ем, даже острое, ядреное, и надо научиться это принимать — такая своего рода философия. Она помогает мне быть более гибким и восприимчивым к ситуациям, потому что иногда они бывают комфортными: тебя встречают, провожают, селят в хорошие гостиницы; а иногда ты не выспался и должен сходу играть или давать мастер-класс, а вечером у тебя еще и концерт. Тем не менее как артист ты должен принимать любые условия. У моих учеников и студентов уже есть определенные опыт и закалка, когда нужно играть и сконцентрироваться в любой момент. Возможно, я немного увильнул от вашего вопроса, но запоминается все, и надо учиться это принимать.
— На пресс-конференции вы сказали, что когда ездите по городам и видите детей, то присматриваете себе учеников. Бывали ли такие случаи, когда вы нашли ребенка с выдающимся потенциалом и вырастили из него артиста?
— Наверное, я еще могу причислять себя к молодым специалистам, но тем не менее такие случаи были. Недавний пример — Владимир Пецкус из Челябинска. Я его знаю с начального уровня, а сейчас он лауреат конкурса имени Адольфа Сакса и четырехкратный лауреат Andorra Sax Fest. Кроме того, с этого года он преподает в музыкальной школе при колледже имени Шопена, то есть мы теперь коллеги. И у него также есть свои педагогические победы — ребята, которые занимают лауреатские места на всероссийских конкурсах. Что касается других моих учеников, кто-то из них потом учился во Франции, другие стали победителями всевозможных конкурсов. В общем, есть чем гордиться!
Click here to preview your posts with PRO themes ››
— Как, в целом, развивается такое сотрудничество?
Работа, можно сказать, поставлена на поток. Часто в города приезжают московские специалисты и забирают талантливых ребят. Это, конечно, не самая позитивная, с точки зрения регионов, практика, когда забирают лучших, и приходится на тех же мастер-классах объяснять преподавателям, что у нас профессия «расставания» и мы сами являемся промежуточным звеном. Я преподаю в колледже, а после меня ребята идут в высшие учебные заведения, может быть, даже в других странах. И если мы действительно желаем добра ученикам, то должны научиться их отпускать.
— Кстати, самая юная участница вашего коллектива София Петраш является одним из победителей нашего конкурса юных музыкантов, проводимого в рамках фестиваля “Моя Россия: музыкальное путешествие”. Как вы прокомментируете ее успех?
— Во-первых, для нее как молодого исполнителя это, конечно, очень важная победа. Ее труды замечены и поощряются фондом, пригласившим ее на концерт. Это то, к чему стремится любой молодой музыкант, так что это очень приятно. Также думаю, что участие в составе Московского квартета саксофонистов — отличная для нее возможность, поскольку она делит сцену с более опытными музыкантами, в том числе своими преподавателями. Например, Тарас Гусаров, мой коллега и друг, когда-то тоже был ее учителем.
Соню заметили в одном из городов под Тюменью и своевременно пригласили в Москву. Сейчас она растет, развивается, побеждает в сольных международных конкурсах, очень престижных. Я рад за нее и буду наблюдать за дальнейшим творческим ростом, помогать, корректировать, если понадобится. Нам с ней по пути!
— Как вы считаете, насколько востребованы такие мероприятия, как фестиваль «Моя Россия: музыкальное путешествие», которые дают возможность людям в регионах бесплатно приобщиться к музыке, посмотреть концерты и поучаствовать в мастер-классах?
— Безусловно, такого рода события откликаются в сердцах юных исполнителей. Детские впечатления ведь очень важны. Ребята, их преподаватели и родители имеют возможность послушать настоящих звезд мировой сцены, возможно, своих кумиров. Опять же, подчеркну, бесплатно. Такое музыкальное общение западает в душу и запоминается надолго, а порой даже становится одним из ключевых моментов в судьбе ребенка. Это впечатление, которое может повлиять на его дальнейший выбор.
Я до сих пор помню свои детские впечатления. Они откладываются где-то в подсознании, перевариваются там и в итоге выходят наружу, направляют тебя вместе с людьми, которые находятся рядом с тобой — родителями и чуткими преподавателями. Вместе они являются своего рода ядром результатов, которых ты можешь достичь в будущем.
— А кто поддерживал вас, когда вы росли и становились мастером?
— Очень хороший вопрос. Помимо поддержки, можно сказать, что мне не мешали. Бывает, родители, желая добра своему ребенку, начинают водить его по всем подряд преподавателям, что не всегда правильно. Мне родители не мешали. Я занимался и бальными танцами, и спортом, и на фортепиано играл, потом выбрал саксофон. Сначала они подумали, что это очередное увлечение, может быть, несерьезное, но я попросил, и мне все-таки купили саксофон. Потом, когда меня уже пригласили в Москву, они не стали отговаривать, запрещать. То есть они прислушивались к тому, чего мне хотелось, и не мешали на этом сосредоточиться.
— На ваш взгляд, родителям следует чаще прислушиваться к желаниям детей?
— Им нужно наблюдать, присматриваться и, естественно, пробовать. В одной секции, может быть, не понравилось. Потом любопытство и талант позволят раскрыться в другом направлении. Мне кажется, что изначально детей нужно развивать всесторонне: это и физическая подготовка, и нравственное совершенствование, и различные виды искусств, включая, например, танцы. А дальше уже присматриваться к тому, чего ребенок больше хочет, и не просто позволять все что угодно, потому что, может быть, ему вообще ничего не хочется, а делать некоторое назидание. Родители должны иметь определенный талант слушать, ведь ребенок не принадлежит им всецело. Это абсолютно самостоятельная единица, и здесь важно не совершить ошибку.
— Как вы поняли, что саксофон — это не просто увлечение, а ваше будущее?
— Это, опять же, детские впечатления. Я где-то услышал и просто влюбился в инструмент, его форму, звучание. Он понравился мне всецело. Я не разделял музыку на классическую, джаз или поп — мне просто понравился саксофон. На фортепиано я играл с шести лет довольно средненько, и вот захотелось поменять. А дальше увлечение переросло в более серьезную форму, и спорт, танцы, другие кружки постепенно отошли в сторону.
Кто-то определяется позже: у вокалистов голос может проснуться в сорок лет. А другие, как вундеркинды, наоборот, рано начинают и сгорают. Так что все индивидуально.
Фото: Ирина Шалаева