2 января на 73-м году жизни не стало бывшего генерального директора ГМЗ «Петергоф», доктора культурологии и искусствоведа Елены Кальницкой. Редакция Собака.ru выражает соболезнования родным и близким Елены Яковлевны и публикует воспоминания друзей и коллег о ней.
Елена Яковлевна родилась в Ленинграде в семье профессора, доктора технических наук Якова Борисовича Кальницкого. Окончила электротехнический факультет ЛИИЖТ им. академика В.Н. Образцова (сейчас — Петербургский государственный университет путей сообщения). В 1978 году пришла в Государственный Эрмитаж на должность техника-нормировщика по мелкому ремонту. Позже получила второе высшее образование по специальности «История искусств» в СПбГУ и побывала на всех ступенях музейной карьерной лестницы: от экскурсовода и младшего научного сотрудника Эрмитажа до главы филиала Русского музея — Михайловского замка.
В 2009 году Елена Яковлевна стала генеральным директором ГМЗ «Петергоф». Основа деятельности музея — наука. Елена Кальницкая понимала это, как никто другой. Она — автор свыше 200 научных и научно-популярных трудов об истории архитектуры Петербурга и русского интерьера, а также музеях и искусстве. В ее библиографии были и книги для юных читателей: «Детство в Петергофе» и «Как воспитать наследника. Петергофский метод», а еще «Будь как Петр» (совместно с художником Михаилом Бычковым). В преддверии 350-летия со дня рождения Петра I она вдохновила хранителей музея-заповедника на создание коллективной монографии «Петергоф, помнящий Петра».
«Музейщик — это образ жизни. Он требует раздумий в режиме нон-стоп», — отмечала Елена Яковлевна в интервью Собака.ru в 2017 году. В своей работе она была настоящим реформатором. При ней «Петергоф» стал один из первых музеев России, где регулярно начали использовать 3D-мэппинг. Уже в первый год назначения на пост гендиректора Елена Яковлевна представила светомузыкальный спектакль «Легенда четырех стихий». С ее приходом впервые стали проводить весенние и осенние мультимедийные праздники фонтанов. При Елене Кальницкой музей стал самым посещаемым в Петербурге и всей России — за 2016 год в нем побывало около пяти миллионов человек.
Елена Яковлевна была инициатором создания и обновления более 20 музеев: интерактивный «Дом игральных карт», «Государевы потехи» и «Петергофские дачники», «Ораниенбаум сквозь века». За 13 лет под ее руководством привели в порядок множество архитектурных памятников. Настоящим прорывом стали реставрации в Ораниенбауме, который не одно десятилетие ждал начала масштабных работ. Это интерьеры Большого Меншиковского дворца, Церковный корпус, дворец Петра III, Картинный дом, павильон Катальной горки и Китайский дворец, Нижний сад и Верхний парк.
Большое внимание Елена Яковлевна уделяла восстановлению объектов парка Александрия: были открыты Фермерский дворец, музеи «Дворцовая телеграфная станция» и «Фельдъегерский домик», детский музейный центр «Новая ферма»; отреставрированы фасады Готической капеллы и дворца «Коттедж».
Парк Александрия вообще был одним из любимых мест Елены Яковлевны в Петергофе. «Мне нравится его спокойная, тихая аура, фантазия Николая I о рае на земле», — рассказывала она с редакции Собака.ru.
Александр Боровский
Искусствовед, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея:
«Елена Яковлевна Кальницкая — известный музейный деятель, искусствовед, автор многочисленных исследований и экспозиций. Особенно памятна ее последняя выставка "30 картин из жизни Петра Великого" на Марсовом поле, посвященная 350-летию со дня рождения Петра I. Она оставила чудесные книги о Петродворце, но для меня она Леночка, Лена, Ленка, близкая часть моей жизни. Я помню, когда она еще была в довольно тяжелом положении, жизнь складывалась не всегда ровно. Как-то мы дружили с этих времен, помогали друг другу.
Лена могла расположить к себе губернаторов, начальников и в то же время не было более яркого, абсолютно неограниченного в проявлениях человека. Ее шуточки, песенки… Она всегда говорила: "Черт, опять я не сдержалась". На самом деле она вовлекала в эту феерию чиновников. А мы просто жили в обаянии ее абсолютно искрометных проявлений. Откуда Лена брала все эти анекдоты, истории о нас? Она пародировала каждого… Удивительный человек, такого уже не будет.
Она была директором огромного музейного хозяйства. Хранила его, развивала. Лена получила “Петергоф” не в лучшем состоянии и моментально взяла все в руки. Проявила удивительный организаторский талант, открыла новые музеи — такой образец живого музейного деятеля. Любой директор сохраняет то, что ему доверено. Другое дело, что она развивала, привлекала аудиторию… Была ярчайшим человеком».
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Евгений Анисимов
Историк, профессор и научный руководитель департамента истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург:
«Мы познакомились, когда я делал какой-то доклад. Понравились друг другу, стали дружить. Когда Лена стала директором ГМЗ "Петергоф", она заказала мне большую книгу "Романовы в Петергофе".
Музей-заповедник при ней процветал. Это благополучие было связано с тремя обстоятельствами: совершенный экс-директором ГМЗ “Петергоф” Вадимом Валентиновичем Знаменовым задел, хорошее финансовое положение и ее разумная политика.
Лена стойкая. Она многого достигла, благодаря своей энергии. Пожалуй, самое главное — отреставрировала Китайский дворец и привела в порядок Большой дворец в Ораниенбауме. В отличие от других пригородных музеев, Петергоф вышел вперед по всем параметрам, благодаря ей. Лена умела разговаривать с начальниками. Она была открыта для всех технических новинок и внедряла их с большим энтузиазмом.
Лена из тех людей, которые поднялись наверх не за счет блата, а своей уверенности, знаний. Она принадлежала к ленинградской интеллигенции. У нее была дружная, необыкновенная семья. И я от Лены очень этим заряжался».
Глеб Фильштинский
Театральный художник, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель студии «Шоу Консалтинг»:
«В 2011 году Елена Яковлевна пригласила меня и коллег из студии "Шоу Консалтинг" делать осенний праздник фонтанов на Большом каскаде Петергофа. Ей было необходимо что-то новое, свежее, масштабное. Елена бесстрашно экспериментировала, продираясь через инертность и скепсис, которые царили вокруг. Для своих проектов она выбрала нас и оставила при себе на десятилетие. А потом вдруг сказала: "Теперь мне от вас нужен музей". Мы говорим: "Где мы, а где музеи?", а Елена в ответ: "Сможете, я вижу. Научу". И действительно — смогли. Она разглядела потенциал, научила и выиграла. Подняла на другой уровень. Под ее руководством мы сделали несколько значимых театрализованных иммерсивных музеев: "Дом игральных карт", "Государевы потехи", "Рождение русской оперы", "Дачники" и другие.
Ее энергия, устремленность сметали все на своем пути. Елена Яковлевна просто не знала преград и не признавала малодушия. Она учила не сдаваться, а действовать и созидать. Прощала ошибки, понимала, что оплошности — часть профессии художника.
Думаю, масштаб роли Елены Яковлевны в развитии Петергофа нам еще предстоит осознать. Есть личности, которые задают вектор развития на многие годы. Для Ораниенбаума Елена Яковлевна — поворотный момент в истории.
Елена — нежнейшая, мудрейшая, чудесная, великодушная, тонко чувствующая, никогда не опускавшая руки. Она была человеком и заставляла быть людьми всех нас. [После ее смерти] осталось такое пустое, зияющее пространство. Сейчас нужно как-то учиться жить без нее. Это сложно».
Роман Ковриков
Генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» во время церемонии прощания в Тронном зале Большого петергофского дворца:
«Петергоф прощается с Еленой Яковлевной — мудрым руководителем, требовательным учителем, старшим другом. Такой она была для каждого из нас. Ее вклад в музейное дело, ее вклад в Петергоф нам предстоит еще долго изучать. Ее решительность и непререкаемость перед поставленными целями служили и служат для нас примером. Однажды, еще в самом начале ее руководства, когда она ходила по парку вместе со мной, к ней подошла женщина и спросила, кто она. Елена Яковлевна сказала, что она новый директор. И женщина радостно ответила: "Солнце взошло над Петергофом". Мы тогда посмеялись, а сейчас это солнце зашло. Но свет, который она оставила в наших сердцах, в сердце каждого музейного работника Петергофа, Санкт-Петербурга, останется с нами навсегда. Прощайте, Елена Яковлевна, мы будем помнить вас всегда».
Текст: Елизавета Вельяминова, Константин Крылов, Мария Агафонова