Ранее до этого в рамках временных проектов исследовали взаимосвязь между графикой и рисунком, показывали почти страдающее Средневековье в эстампах мастеров старонидерландской гравюры и лучшие работы современников Дюрера. Рассказываем про открывшуюся экспозицию.
Как рассказали Собака.ru в пресс-службе Эрмитажа, выставка «Disegno. Итальянские гравюры и рисунки Возрождения и маньеризма», открывшаяся 6 ноября в Галерее графики, посвящена памяти искусствоведа и хранителя итальянской гравюры Аркадия Ипполитова. Визуальный ряд экспозиции представил живую картину развития итальянского искусство кватроченто, зрелого Ренессанса и маньеризма — нарратив раскрыли цитаты из текстов Ипполитова. Всего представили около 150 гравюр — от редчайших миниатюр конца XIV века и беглых набросков с натуры мастеров маньеризма до монументальных цветных ксилографий в технике кьяроскуро и строгих резцовых гравюр. Среди ключевых игроков той эпохи — работы Андреа Мантеньи, Филиппино Липпи, Джулио Романо, Маркантонио Раймонди, Франческо Пармиджанино, Баччо Бандинелли, Джованни Беллини, Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто. Многое удалось переатрибутировать, а некоторое и вовсе представлено широкому кругу впервые. Кураторами проекта выступили научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Василий Успенский и Любава Чистова.
Михаил Пиотровский
Генеральный директор Эрмитажа:
Сменная галерея графики Эрмитажа стала пиром, наслаждением для гурманов и великим пособием для студентов. Эпоха Высокого Возрождения, увенчавшаяся маньеризмом — благодатный материал для любования и рассуждения о глубинной «кухне» искусства. Эту выставку создали трое. Одного мы недавно потеряли, но его коллеги нашли способ сделать его живым соавтором.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
«Disegno. Итальянские гравюры и рисунки Возрождения и маньеризма» состоит из пяти разделов, построенных по хронологическому и географическому принципам. В первом из них речь пойдет о рисовальщиках и граверах XV столетия на примере рисунков Луки Синьорелли, Франческо Франчи, Филиппино Липпи и гравюр Андреа Мантеньи. Во втором — о мастерах круга Рафаэля и Микеланджело. Среди хайлайтов выделяют ключевые образы строгого классицистического Возрождения: копии гравюр «Избиение младенцев», «Галатея», «Парнас» Маркантонио Раймонди, созданные по оригиналам Урбинца, а также подготовительные эскизы к росписи лоджий Ватикана. В рамках «XVI век. Маньеризм от Рима до Флоренции» ключевыми работами станут рисунки мастера, превратившего рисунок в самодостаточное искусство, Франческо Пармиджанино, и «Диоген» Уго да Карпи. Последний раздел выставки представил графику венецианской школы, разительно отличающейся от других региональных традиций. Здесь интерес привлекли гравюры и рисунки Джованни Беллини, Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.
Выставка «Disegno. Итальянские гравюры и рисунки Возрождения и маньеризма» открыта с 6 ноября 2024 года по 2 марта 2025 года в Галерее графики Зимнего дворца Эрмитажа на Дворцовой площади, 2.
12+