В «Шоу Трумана» сходятся критика капитализма и масс-медиа, комедийный образ Джима Керри и сложный характер творца Эда Харриса, вызов богам и стремление к свободе. Фильм-веха в новом выпуске рубрики «Пересматривая классику».
Какова природа телевидения? Зеркальное ли отражение реальности видят зрители? Или это имитация, подражание действительности? А может быть, и вовсе симуляция нового, искусственного, мира, в котором человек не способен отличить правду от вымысла, чувства от актерской игры? Волшебная сила экрана притягивает миллиарды людей по всей планете, которые следят за жизнью одного-единственного Трумана Бербанка – жертвы, биоавтомата, а может быть, героя, бросающего вызов богам, подобно персонажам греческой трагедии?
Критика современного общества потребления – сплава капитализма и средств массовой коммуникации – одна из граней фильма «Шоу Трумана», однако выводы авторов, рожденные их фантазией, идут куда дальше. Это отчасти ироничная сказка, а отчасти пророческое видение, неутешительное для нашей цивилизации. Воздействие «голубого экрана» показывается здесь его же собственными средствами, и в известной степени это разрушение четвертой стены, прорыв изнутри, из глубин устрашающего своими масштабами производства реальности. В этом иллюзорном мире теряется главный герой, а вместе с ним и зритель, которому необходимо найти такую точку опоры, которая, как у Декарта, будет самой надежной в меняющемся окружении.
«Шоу Трумана» — это больше, чем критика, ведь по другую сторону камер мы видим антагониста-режиссера, Творца в метафизическом смысле слова. Его безграничное могущество распространяется не только на людей, но и на стихию и даже на смену дня и ночи. При этом он, несомненно, мучится, как и любой создатель, изыскивая способы сделать свое творение лучше; и, кроме того, подлинно любит свое детище, как часть самого себя. Именно поэтому режиссер в исполнении Эда Харриса неспособен дать Труману волю решать: как и многие другие творцы, он жадно припадает к тому, что полагает своей собственностью, забывая, что настоящий шедевр должен уйти в свободное плавание и начать жизнь независимо. В этом заключается драма персонажа, который не является ни обыкновенным рабовладельцем, ни алчным капиталистом – природа его властности совсем иная, вмешивающаяся в естественный порядок вещей и потому ему противоречащая.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Широкими мазками можно наметить основные линии напряжения истории, но великой ее делает неисчерпаемость значений. Пересматривая ленту раз за разом, вы будете находить новые смыслы, замечать детали и отсылки, проводить параллели и аналогии. Чего только стоит один разговор с Голосом с небес, который представляется создателем! И как показательна реакция Бербанка, произносящего ту самую знаменитую фразу: «На случай, если я вас больше не увижу — добрый день, добрый вечер и доброй ночи!». В ней заложен неукротимый дух человека-исследователя, идущего наперекор всему, даже богам.
«Шоу Трумана» — это вдохновляющая картина, добрая и немного трагичная, мотивирующая на поиск себя и борьбу с застывшим окружением. И если вам необходимо просто поднять настроение или обрести силы для новых свершений, Джим Керри докажет, что все возможно!
Автор: Алексей Федоренко