Спектакль «№ 13D» наглядно доказывает, что театр и кинематограф имеют много общего. Увы, не с признанной классикой, а низкопробными российскими комедиями.
Новый Год – это праздник радости и веселья. К концу рабочего года, когда отчеты сыплются на голову чаще, чем снег в Москве, желанием большинства людей является долгожданный отдых в атмосфере всеобщей беззаботности и легкости. Именно поэтому в канун 31 декабря кино и театры разрываются от комедий, которые спешат расслабить зрителя и настроить его на праздничный лад. Этой цели по-своему служит и спектакль «№ 13D» в МХТ им. Чехова.
Вообще комедии бывают разные. Древние греки, например, определяли этот жанр как сюжет, который начинается с печальных событий, а заканчивается на позитивной ноте (трагедия формулировалась с точностью наоборот). Классический театр Нового времени подарил нам другое понимание, когда все происходящее на сцене подавалось в юмористическом ключе. Этот взгляд перекочевал и в кино, в недрах которого родились фильмы Чарли Чаплина, эксцентричные и молодежные комедии, «Бриллиантовая рука» и «Операция “Ы”», а также современные российские ленты, которые, к великому сожалению, продолжают множиться на наших глазах. Юмором в них является лишь то, что эти художества выпускают в прокат и именуют кинематографом, хотя на самом деле это скорее грустно.
Тем удивительнее, когда незамысловатые и откровенно пошлые сюжеты сходят с экранов и попадают на сцену. Казалось бы, МХТ имени Чехова – один из старейших и самых уважаемых московских театров – не имеет с ними ничего общего, но это не так. Постановка «№ 13D» является наиболее убедительным доказательством, что любое учреждение культуры может оступиться, сознательно или нет. Перед нами комедия положений – замечательный своей абсурдностью и парадоксальностью жанр, внутри которого, как справедливо замечает афиша, таятся небывалые возможности для режиссерского эксперимента и актерской импровизации. Так для чего же тогда тащить на сцену цирковую клоунаду и шутки ниже пояса? Неужели сама по себе ситуация предоставляла так мало поводов для смеха, что пришлось прибегать к приемам других видов искусства, причем не самым удачным?
Аналогия напрашивается сама собой: недавно в «Образе жизни» вышел обзор, посвященный премьере фильма «Папу маме заверни» — семейной новогодней комедии, которая отличалась вторичностью, взрослыми шутками и неразберихой в сценарии. Спектакль успешно решил эти проблемы, поскольку никогда не был рассчитан на детей и соблюдал целостность в построении, но не сумел пойти дальше, скатившись в кривляния и все тот же юмор 18+. Главным их амбассадором – и в этом случае пальма первенства чрезвычайно легко нашла своего обладателя – стал Игорь Верник, который сумел вызвать неприязнь к своей игре за считанные минуты после первого появления. Особенно выделяются нечленораздельные звуки, которые артист издавал на протяжении почти всей постановки. Что бы они ни означали, больше всего это напоминало звуки животного мира, а не человеческую речь. Добавив сюда шепот и совсем уж искажающие голос интонации, становится ясно, почему порой было сложно уловить смысл сказанного главным героем.
В целом, нужно признать, что актеры выкладывались в рамках заданных образов. Они и пели, и танцевали, и садились на шпагат, но на фоне слабого действия это впечатляло в меньшей степени. На этом фоне можно повторить избитую фразу о том, что лучше всех сыграл труп, но, дабы не заострять на ней внимание, скажем лишь, что пластика хореографа, исполнявшего эту роль, действительно удивляла.
Самым же смешным моментом спектакля стал рингтон одного из зрителей, который сработал сразу же после просьбы отключить звук на телефонах. Звонок (или будильник) совпал с выходом на сцену Верника и играл достаточно долго, чтобы заполучить внимание всего зала и актера. К слову, во втором акте ситуация повторилась, но эта история уже не имеет прямого отношения к качеству постановки.
Квинтэссенцией абсурдности происходящего – и в этом можно наконец усмотреть заслугу комедии положений – стал видеоролик с чайкой, который начался столь внезапно и имел такой бессмысленный с виду сюжет, что действительно пробирал на смех, если не сказать истерику. Кумулятивный эффект недоумения, фарса и смешных точек, которые все же были во второй половине пьесы, вылился в неконтролируемую защитную реакцию, которой и является приступ хохота. Сдержать его не так-то просто.
Конечно, от Художественного театра имени Чехова ждешь чего-то большего, чем комедию уровня «Папу маме заверни». Есть ресурсы, есть актеры и режиссеры – почему же на выходе мы смотрим не слишком вразумительное действие, которое переносит акцент с алогичности ситуации на гримасы, судороги и намеки на интимную жизнь героев? Имеют ли вообще эти элементы место быть в театре? Скорее всего да, но в дозированном количестве и исключительно в качестве дополнения, может быть, пикантной нотки, но не основы всего. Разумеется, понятно, почему именно «№ 13D» показывают перед Новым Годом: эта постановка легкая и предполагает очищение ума посредством смеха. Все же средства, которыми достигается это состояние, были выбраны неудачно и, перефразируя известный афоризм, не оправдывают цель.
Автор: Алексей Федоренко