Содержание
С 1 марта 2026 года в России вводятся новые требования к машинам, работающим в такси — соответствующий закон принят в середине мая. Новые автомобили, которые планируется использовать для извоза, должны быть произведены в России, причем не просто собраны из готовых комплектов, а соответствовать определенным требованиям. Участники рынка уже предупреждают о массовом исходе водителей из таксопарков и росте цен. Так что, на вызовы теперь будут приезжать только машины, выпущенные на «АвтоВАЗе»? Правда ли цены вырастут в разы? Отвечают исследователь рынка такси из НИУ ВШЭ Георгий Сталинов и Исполнительный директор Ассоциации «Национальный совет такси» Наталья Лозинская.
Кто сейчас работает в такси?
Георгий Сталинов (руководитель проектной группы «Неформальная самоорганизация и экономика такси и доставки в тени агрегатора» НИУ ВШЭ, автор канала «Антрополе»): Отвечая на этот вопрос, важно различать Москву, отчасти Питер и всю остальную Россию. В столице работа в такси как подработка убита, так как все машины должны иметь бело-желтую раскраску. Поскольку работа в такси непрестижная, то никто не будет перекрашивать свой автомобиль, всем демонстрируя, что ты работаешь в такси ради пары часов подработки в день.
Соответственно, в Москве все водители работают на арендованных автомобилях по хотя бы 50 часов в неделю — только это позволяет выходить на заработок хотя бы в 130–140 тысяч в неделю (если у тебя не много штрафов). В Москве среди водителей больше мигрантов на арендных автомобилях, но есть и мигранты на своих, местные на своих и арендных. Просто нет подрабатывающих, почти для всех это основной источник дохода.
Георгий Сталинов
Руководитель проектной группы «Неформальная самоорганизация и экономика такси и доставки в тени агрегатора» НИУ ВШЭ, автор канала «Антрополе»:
За пределами Москвы, даже в Питере, ситуация несколько иная. В Петербурге тоже много мигрантов, но много и местных жителей, которые подрабатывают на своих машинах в формате «побомбить ночью или на выходных». Хотя, повторюсь, в Петербурге, Екатеринбурге, Казани тоже много таксопарков, которые сдают машины в аренду по московской схеме.
Чего требует от таксистов новый закон?
Георгий Сталинов: Вокруг закона много мифов, часто его трактуют неверно. Согласно изменениям, новые автомобили, которые будут включаться в реестры такси, начиная с весны 2026 года (для Калининградской области и Сибири — с весны 2028-го, а для Дальнего Востока — с весны 2030-го, — прим. Собака.ru) должны соответствовать одному из требований:
- Либо иметь достаточно баллов локализации (по системе оценки того, насколько глубоко локализовано производство, за каждую деталь или операцию, произведенную в России, модели начисляются баллы — Собака.ru);
- Либо быть произведенными по инвестконтракту.
Наталья Лозинская (Исполнительный директор Национального совета такси): Согласно законопроекту в такси с 1 марта следующего года могут быть использованы (в смысле вновь зарегистрированы в реестре такси, — прим. Собака.ru) машины, у которых 3200 баллов локализации. По этому критерию проходят лишь четыре модели Лада (Lada Granta, Lada Vesta, Lada Iskra, Lada Aura, — прим. Собака.ru).
Также в такси будут допущены автомобили, произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных с 2022 по 2025гг. На данный момент известно, что за указанный период были заключены специальные инвестиционные контракты с «Москвичом» и «Моторинвестом», поэтому можно предположить, что согласно текущей версии законопроекта допуск в такси будут иметь только [эти] автомобили.
Что будет с теми машинами, которые уже работают в такси?
Георгий Сталинов: Закон касается только тех машин, которые будут включаться в специальный реестр такси (в котором должны быть зарегистрированы все машины, используемые в таком качестве, — прим. Собака.ru) после вступления закона в силу.
Для тех машин, которые уже там фигурируют, никаких ограничений нет. Поэтому таксисты, которые владеют Kia Ria или Renault Logan сейчас, могут продолжать свою работу, пока у них не возникнет необходимость поменять авто.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Полагаю, что никто не кинется менять машины, более того, будут ездить на нынешних уже включенных в реестр, пока они подходят под требования агрегатора. Таксопарки обычно берут машины в лизинг на 3–4 года, сдают их в аренду водителям, а когда кредит гасится, продают автомобиль и на эти деньги берут в аренду новый. Соответственно, во время следующего цикла обновления они просто купят Lada Vesta, в регионах, вероятно, Lada Granta.
Частники, скорее всего, будут использовать свои машины максимально долго. Когда собственная Scoda Octavia выйдет из возраста, допустимого в «Комфорте», они будут работать с ней в «Экономе».
Георгий Сталинов
Руководитель проектной группы «Неформальная самоорганизация и экономика такси и доставки в тени агрегатора» НИУ ВШЭ, автор канала «Антрополе»:
Частники, скорее всего, будут использовать свои машины максимально долго. Когда собственная Scoda Octavia выйдет из возраста, допустимого в «Комфорте», они будут работать с ней в «Экономе».
Наталья Лозинская: Да, в Госдуме было озвучено, что зарегистрированные во ФГИС «Такси» машины могут использоваться перевозчиками до момента их списания. Но возникает вопрос — что будет с автомобилем, зарегистрированным в реестре, при смене собственника с окончанием лизинга? Лизинговый автомобиль находится в собственности лизинговой компании до окончания срока выкупа. То есть как только договор закончится, автомобиль нужно заново включать в реестр с новым собственником.
Соответственно, можно предположить, что выкупленные из лизинга авто не отечественного производства выпадают из ФГИС «Такси» и уже не смогут быть заново в нее включены после вступления закона в силу. Поэтому остается вопрос: действительно ли собственники иномарок, находящихся в реестре на момент вступления закона в силу, смогут их «докатывать» до момента списания, если произойдет смена собственника машины по причине ее выхода из лизинга?
Что будет с рынком?
Наталья Лозинская: Удар придется по всей отрасли такси, затем — по государству и населению. Бизнес уйдет в тень, что снизит налоговые поступления, а сокращение числа перевозчиков повысит стоимость поездок в такси для населения и, соответственно, нагрузку на общественный транспорт.
По расчетам аналитиков «Яндекс Такси», в некоторых регионах (прежде всего на Дальнем Востоке) работы могут лишиться до 70–90% водителей.
Георгий Сталинов: Рынок не обрушится, потому что в законе нет требования разом поменять все работающие в такси машины. Повторюсь, требования касаются новых машин, а автомобили все же не меняют каждый день.
Но трудности возникнут, прежде всего потому, что автопроизводители, вероятно, начнут задирать цены. У отечественных заводов будет монопольное предложение транспортных средств для такси эконом-сегмента.
Осенью 2023 года в силу вступили поправки в закон о такси, обязывающие водителей проходить медосмотр перед выходом на линию, заполнять путевые листы и оформлять дорогостоящий полис ОСАГО для перевозчиков, что вызвало резкий скачок цен на услуги такси.
Что это значит для пассажиров?
Наталья Лозинская: Сокращение числа перевозчиков приведет к росту цен на поездки в такси и, соответственно, нагрузку на общественный транспорт.
Георгий Сталинов: Пассажиры будут постепенно привыкать ездить на российских автомобилях. Цена будет расти, в том числе потому, что общественность уже готова к повышению, учитывая дебаты вокруг этого законопроекта.
Однако если судить чисто экономически, рост цен не должен быть мгновенным, еще раз подчеркну, машины не меняют каждый день. Однако издержки вырастут, соответственно, поднимутся и цены.
А что будет с «Комфорт+» и бизнес-классом? На этот вопрос внятного ответа пока нет. В изначальной версии законопроекта авторы предусматривали возможность делать исключения, на которые не распространялись бы требования о локализации. Однако в принятой версии документа такого не предусмотрено.
Для «Комфорт+» могут использоваться автомобили суббренда Lada Xcite, собираемого в Петербурге на бывшем заводе Nissan (они входят в список моделей, соответствующих требованиям по локализации). Однако вряд ли они подойдут для работы в бизнес-классе.
Возможно, речь будет идти о дальнейшей локализации отечественного премиум-автомобиля Aurus, но пока об этом сведений не поступало.