Фестиваль «Время, вперёд!» в 6 сезоне собирает художников, раскрывающих всю красоту созидательного труда в своих работах. Их картины расширяют представление о жизни рабочего человека.
Участница из Чебоксаров Татьяна Павлова рассказала в интервью о том, почему она обратилась к теме труда, о своем пути художника и значимости фестиваля «Время, вперед!».
— Расскажите немного о вашей жизни в Чебоксарах. Ваше окружение как-то повлияло на выбор профессии художника или это было исключительно личное решение?
— Чебоксары — спокойный небольшой город на берегу Волги, и жизнь здесь достаточно спокойная и размеренная, располагает к творчеству. В моей семье нет профессиональных художников, но с самого детства, видя моё увлечение рисованием, мама отправила в художественную школу. После неё, на примере преподавателей, у меня появилось желание учиться дальше, развиваться в творчестве. Получается, первый толчок был от мамы, а дальше уже это было моё личное решение, развиваться в сфере искусства.
— Вы учились в художественной школе и затем на художественно-графическом факультете. Какие моменты из этого образовательного пути вы считаете наиболее значимыми для вашего творческого развития?
В художественной школе были заложены основы, причём, как я считаю, очень хорошие. Мне очень нравилось там учиться, преподаватели подробно объясняли все базовые понятия по композиции, живописи, рисунку, и я всегда летела на занятия, впитывать всё, что нам дают.
После окончания школы я училась на художественно-графическом факультете. Главное моё ощущение, которое было в университете, при достаточно высокой нагрузке, — это ощущение свободы и творчества.
Именно там я изучила масляную живопись, она меня покорила сразу, ни графика, ни скульптура, ни ДПИ меня так не захватили, поэтому на старших курсах уже выбрала направление «Станковая живопись».
— Вы активно занимаетесь искусством. Что стало для вас толчком к началу творческой карьеры?
— После университета я периодически обращалась к искусству, но это были точечные временные касания. Полностью посвятить себя творчеству я решила в начале 2022 года. Для меня это был немного переломный период, после ковида плохо себя чувствовала, причём врачи не могли поставить никакого диагноза, периодически мне становилось плохо. Я поняла, что, если я не переключу свой фокус внимания на что-то другое с болезни, я не поправлюсь.
И я начала писать постоянно, и именно то, что мне нравится, решила для себя, что хочу быть профессиональным художником, который участвует в выставках, выражает в картинах свои мысли и чувства. Написала одну, вторую, третью картину, это шло как поток, и в какой-то момент я осознала, что у меня нет больше никаких проявлений болезни. Искусство оказалось для меня исцеляющим. Именно с этого периода я начала писать не случайные заказы, или редкие этюды, а картины, которые мне откликаются, сюжеты, которые меня волнуют. И знаете, именно такое самоопределение помогает писать и творить, потому что нет навязанного извне, льётся только то, что нравится, и поэтому вдохновение есть всегда.
— Какие выставки, в которых вы участвовали, были для вас особенно важны и почему?
Для меня очень значима была выставка «Искусство и спорт» от галереи Омельченко, даже не выставка, а целый проект, потому что у неё было несколько этапов: сначала выставка в Москве, потом в Санкт-Петербурге, в заключение мою работу взяли как часть проекта «Искусство и спорт» в Парк Зарядье на выставку номинантов Московской Арт Премии. Ну и сама работа над картинами меня захватила с головой, я люблю писать водную стихию, поэтому в работах была отражена тема плавания.
Конечно, для меня очень значимо участие в выставке полуфиналистов фестиваля «Время, вперёд», в которой я буду участвовать уже третий год подряд. То есть я с этим фестивалем уже, столько же, сколько серьёзно начала заниматься искусством. Для меня — это личная победа и уверенность в том, что я двигаюсь в правильном направлении в искусстве, зная, что на фестиваль поступает огромное количество заявок, каждый раз проходить отбор, это многого стоит. Для художника очень важно быть оценённым не только покупателями, почитателями творчества, но и арт-сообществом.
Также считаю важным участие в выставке Молодых художников в рамках фестиваля-симпозиума «Содружество академических искусств», г. Санкт-Петербург, участие в Арт-ярмарках в Турции и Китае.
— В вашем творчестве периодически присутствует тема труда. Почему именно эта тема вам близка, и как она отражается в ваших работах?
— Труд — это то, что облагораживает человека. Мы все каждый день трудимся в совершенно разных сферах, это можно сказать самая большая часть нашей жизни, у всех разная мотивация в труде, кто-то ради денег трудится, кто-то за идею, за развитие, на благо страны, города, семьи, детей, себя. Это очень глобальная и неисчерпаемая тема для творчества. Я очень люблю морскую тему, поэтому в первом фестивале, в котором участвовала, были корабли, море. Я написала «Новороссийский зерновой терминал» и другие грузовые танкеры в южном порту. У меня вызывает восторг то, как люди трудятся на таких объектах, масштабы портовых кораблей несопоставимы с человеком, но именно человек всё это создал своим трудом и управляет, работает на них, продолжая приносить огромную пользу. А в этом году я уже обратилась к северному флоту и написала «Северный морской путь» и атомный ледокол «50 лет октября». Это опять же связано всё с морем и с тем нелёгким трудом абсолютно всех людей, которые работают в суровых северных условиях.
В прошлом году и в этом частично меня захватила тема Виноградарства, в общем, я написала серию из трёх картин «Виноградное изобилие», «Богатый урожай» и «Сборщицы винограда». Одна из них в этом году дополнительно ещё побывала на Агросалоне 2024.
— Как вы узнали о фестивале «Время, вперёд!» и что вас привлекло в этом событии?
— В первый раз о фестивале узнала на сайте АртНаграда. Решила попробовать свои силы, смогу ли попасть на выставку, ну и дополнительный стимул в виде денежных наград, тоже привлёк внимание. После участия в первый раз я поняла, насколько это масштабный проект, поэтому на следующие сезоны уже готовилась участвовать, не раздумывая. Сейчас меня дополнительно привлекает и сама организация работы фестиваля, как профессионально и по-доброму построена работа с художниками.
— Как вы могли бы охарактеризовать значимость труда как для художника, который ежедневно создаёт свои произведения искусства, так и для общества в целом, учитывая влияние этой темы на формирование культурных и социальных ценностей?
— На художника и на других деятелей культуры возложена очень важная и почётная миссия по формированию культурных, социальных ценностей в нашей стране. От нас зависит, на каких примерах в искусстве воспитываются будущие поколения, поэтому труд художника — это огромная ответственность, если ты пишешь не просто для себя, а для публичных выставок, для онлайн-пространства, для городской инфраструктуры, это всё формирует мировоззрение, вкус, чувство прекрасного, доброты, это всё можно и нужно показывать через искусство.
— Ваши работы были представлены на различных выставках как в России, так и за границей. Каковы ваши впечатления от участия в международных проектах?
— Любое представление художника как в России, так и за границей играет только в плюс в карьере художника. И поэтому, когда есть интересные предложения для участия за границей, с радостью участвую в различных инициативах. Приятно осознавать, что после выставки в Российском Культурном центре в Пекине, картина осталась в Китае. После Фестиваля культуры и искусства в университете Билим в Анкаре было много отметок в соцсетях с моими картинами, люди интересуются искусством, хотят знать автора.
Часть моего искусства уже живёт в других странах, это не может не радовать, в моей личной копилке, где находятся мои картины, кроме России, уже Китай, Испания и Белоруссия.
hdrpl
— Вы активно участвуете в коллективных выставках. Какие преимущества вы видите в таком формате, и как это помогает вам как художнику?
— На мой взгляд, неважно коллективные или персональные выставки, художникам важно участвовать в выставках как можно чаще, которые подходят под их стиль искусства, чтобы быть увиденным, как можно большим количеством людей. Пусть это будут разные города, страны, разные форматы участия офлайн и онлайн, всё формирует узнаваемость художника и помогает в развитии.
Огромным плюсом участия в коллективных выставках является то, что ты видишь своё искусство со стороны в пространстве и в сравнении с другими художниками, это как визуальный обмен опытом, очень интересно наблюдать разный взгляд, разный стиль в исполнении работ на одну тему, это полезно для дальнейшего развития себя как художника.
— Какие планы у вас на будущее? Есть ли темы или идеи, которые вы хотели бы исследовать в своём искусстве в дальнейшем?
— Сейчас и в будущем планирую также активно участвовать в выставках, мечтаю о персональной выставке, пока не получается собрать множество картин для этого, они в основном раскупаются.
Я очень люблю море, яхты, корабли, порты, всё, что связано с водной стихией. Для меня эта тема — неиссякаемый источник вдохновения. Ещё со студенческих времён меня очень привлекало творчество Ивана Айвазовского, я даже писала курсовую работу на эту тему, и в этот же период я ездила на всё лето на Чёрное море работать, после тех поездок море навсегда в моём сердце. Мне интересны абсолютно любые проявления морских сюжетов, и я хочу и дальше развивать своё творчество в этом направлении, исследовать разные грани соприкосновения с морем и совершенствовать свою технику исполнения.