Шереметевский дворец на Фонтанке стал частью Музея музыки, но сохранил анфиладу парадных залов и светский лоск одного из лучших домов Петербурга XIX века.
Чтобы начать этот рассказ, необходимо обратиться к истории. Современные ученые прослеживают род Шереметевых до времен Ивана Калиты и справедливо полагают, что эта династия – одна из самых славных в России. Бояре, военачальники, наместники, дипломаты и, наконец, графы – Шереметевы оставили глубокий след в судьбе страны. В самом конце Северной войны фельдмаршал и один из «птенцов гнезда Петрова» Борис Петрович Шереметев получил участок на реке Безымянный Ерик (сегодня – Фонтанка) для строительства собственного дома. Так началась история дворца, больше известного как Фонтанный дом.
За два века эта земля сменила пять владельцев, последним из которых стал Сергей Дмитриевич, воочию увидевший революцию. После этого усадьба была национализирована, но благодаря стараниям работников культуры и просвещения зарождавшегося СССР в ней поначалу удалось сохранить не только вещи владельцев, но и устроить музей дворянского быта. В конце концов, учреждение было закрыто, но главного удалось добиться: дворец не был разграблен и уцелел до сегодняшнего дня.
Конечно, как и при прежних хозяевах, дом ремонтировали и что-то неизбежно меняли. Музей музыки разместил здесь богатую коллекцию инструментов, между прочим, уникальную, однако нашлось место и для парадных залов, отреставрированных с учетом оригиналов. Сравнить интерьеры можно по фотографиям и описаниям, которые честно показывают, что сохранилось на своем месте, а что было воссоздано. Некоторые экспонаты так и не доехали из того же Эрмитажа, но на общем восприятии анфилады это не сказывается.
Парадные залы протянулись вдоль всего второго этажа музея и включили в себя искусно украшенные и обставленные гостиные зеленого, малинового, желтого и белого цветов. Палитра отнюдь неслучайна, и малиновый оттенок, к примеру, символизировал женское начало – это была любимая комната хозяйки дома. Зеленый цвет больше нравился ее мужу, кроме того, в этой гостиной стоял бильярдный стол того же оттенка. По моде того времени один из залов был выполнен в помпейском стиле (с античными узорами и картинами) – он носит название Этрусский. Начинает длиннейшую анфиладу домашняя церковь Шереметевых, где происходили самые важные события в истории семьи: крещение, венчание. Синие витражи отражают внутренний свет белых стен, и кажется, что стекла озаряются снаружи. Иллюзия особенно любопытна в вечернее время, когда на улице несомненно темно, но собственное зрение говорит обратное.
Каждая комната уникальна по-своему, и смотрители охотно подсказывают, на что обратить внимание. Так, именно благодаря им можно разобраться в запутанном фамильном древе Шереметевых, которое расположено в дальней Дуговой гостиной. Впрочем, подписей достаточно, поэтому созерцание богатых и разнообразных интерьеров не ограничится эстетическим наслаждением и включит в себя исторический контекст.
Удивительно, но Фонтанный дом не пользуется такой же популярностью, как дворец Юсуповых на Мойке. Несмотря на удачное местоположение и громкую фамилию старых владельцев, усадьба не привлекает толпы туристов даже в праздники. Возможно, это связано с тематикой основной экспозиции, отстоящей от рода Шереметевых достаточно далеко. С другой стороны, и Сергей Дмитриевич, и его брат Александр, их отцы и деды увлекались музыкой, выступали меценатами и руководителям капелл и оркестров. Так что совсем неудивительно, что Музей музыки обрел свой дом именно под крышей фамильного гнезда.
Шереметевский дворец не уступает другим знаменитым домам и особнякам Петербурга, однако в отличие от них остается неизвестным широкой публике. На наш взгляд, это лишь добавляет ему ценности, и увидеть такой бриллиант посреди блестящих сокровищ Северной столицы однозначно стоит.
Автор: Алексей Федоренко
Фото: Екатерина Жарова