«База “Клейтон”» — боевик, уровень режиссуры которого сравним с «Крепким орешком». В то же время сценарист создал головоломку, которой, кажется, обманул самого себя.
Последней до сегодняшнего дня работой режиссера Джона Мактирнана («Хищник», «Крепкий орешек») остается боевик «База “Клейтон”», рассказывающий запутанную историю гибели целого отряда спецназа в джунглях Панамы. К расследованию сложного дела подключается блестящий детектив Джон Траволта, которому предстоит разобраться в показаниях немногочисленных выживших и понять, какую роль сыграл зловещий сержант Уэст в исполнении Сэмюэля Джексона.
Рецензия на фильм, содержащий в себе элемент триллера, разумеется, не может совсем обойтись без спойлеров, однако мы постараемся давать их в самых общих словах, тем более что даже после просмотра остается недоумение, что же все-таки произошло в дебрях тропических лесов. Действительно, по словам Джона Мактирнана, лента стала образцовой головоломкой, которая, надо сказать, держит в напряжении вплоть до самого финала. В этом, несомненно, есть заслуга как сценариста, так и режиссера, однако ценой интриги становится логика, которая начисто разрушается в угоду новым сюжетным поворотам.
Давайте разберемся в последовательности версий произошедшего, которые представляют нам разные герои. Так, нам дают противоречивые показания двух выживших членов отряда, которые по ходу сюжета меняют свои суждения, нехотя рассказывая правду. Или же то, что считают правдой? Далее, Джон Траволта и Конни Нильсен выводят на чистую воду еще нескольких злодеев, которые также добавляют свои истории, разумеется, не совсем совпадающие с исходными, так что в конце концов мы получаем мозаику из несогласующихся элементов.
Следовательно, заключает зритель, кто-то врет, и это составляет главный интерес картины. Внезапное озарение помогает поймать-таки главного виновника происшествия в лесу, после чего – сюжетный поворот (или twist) – обнаруживается, что за одним злодеем стоял другой, более могущественный и умный. Его, конечно же, тоже разоблачают, после чего фильм, утомительный для восприятия из-за бесконечных загадок, но все же приковывающий внимание до этого момента, должен бы закончиться. Увы, когда мы мысленно готовы к финалу, очередная догадка бросает Конни Нильсен в погоню, которая завершается, пожалуй, самым надуманным и неправдоподобным в истории кинематографа финалом.
Так, без раскрытия ключевых деталей сюжета, можно описать цепочку событий, которая приводит зрителя в ступор. То, что начиналось как мрачный детектив, внезапно превращается в фарс, который вызывает не улыбку, а удивленное восклицание обманутого человека. Столь хитроумно сплетенная конструкция фильма распадается прямо на глазах, причем ее заменяют не новым объяснением, которое пролило бы свет и на инцидент в лесу, и на последующие события, а клишированной фразой, что «все это было заранее спланировано». Таким образом, мы не получаем ни полной картины, которая могла бы нас удовлетворить (чего мы справедливо ждем в конце фильма), ни даже какой бы то ни было логики, которая смогла бы согласовать многочисленные версии событий и поведение ключевых персонажей. Выходит так, что все, независимо от того, знали они или нет, подыгрывали гениальному плану, придуманному некой Section 8. Удобно, что уж говорить!
Несмотря на прервавшуюся причинно-следственную связь, постановка фильма превосходна. Впрочем, ничего иного и не стоило ждать от режиссера «Крепкого орешка» — фильма, который не нуждается в представлении. Мактирнан умеет нагнетать атмосферу и тут же придавать уверенности и героям, и зрителям легким юмором. Дождливая погода и полумрак на улице и в помещениях подчеркивают настроение, передаваемое через диалоги и действия, так что вся лента смотрится гармонично и на одном дыхании, что, на наш взгляд, является признаком очень хорошего кино. Большой вклад вносят и актеры, великолепно разыгрывающие свои роли, буквально влитые в своих персонажей. Одни только сцены с Сэмюэлем Джексоном в плаще наподобие Ника Фьюри производят эпическое впечатление; раскован и полон сил Траволта, в этой картине не уступающий каноничному образу Брюса Уиллиса; удачно дополняет дуэт методичная и строгая Конни Нильсен, которая тоже умеет быть жесткой и решительной, когда нужно.
«База “Клейтон”» — это отличная лента, если не пытаться опередить события и разгадать тайну самому. Отчасти это, несомненно, получится, что доставит некоторое удовольствие, но тем сильнее будет досада, когда устоявшиеся представления будут перевернуты с ног на голову нелепой концовкой. Быть может – и это парадоксально для головоломки, — ломать голову как раз не нужно. Вместо этого мы советуем просто наслаждаться целостным восприятием ленты в стиле старого-доброго «Крепкого орешка» и не требовать от сюжета ясности и последовательности. Тогда он, несомненно, вам понравится и останется в памяти как выдающаяся работа Джона Мактирнана.
В одной из версий событий С. Джексон сражается против целого отряда